Урок 7. Мэри Сью

Для начала давайте определимся, что есть это ругательное для автора слово. Мне очень нравится описание с лурка – по-моему, оно самое понятное:

«Мэри Сью — придуманный автором фанфика персонаж, который сильнее самого сильного из оригинальных персонажей, обаятельней самого обаятельного, одарённее гения исходной стори и так далее по списку, особо важно, что всё это одновременно и без всякого внятного обоснования. Изначальная основа для творчества (канон) уже на первых страницах писанины уходит на второй план, и всё пространство заполоняет собой прекрасная Мерисья.»

Теперь уточним, что данным качеством страдают, конечно, не только фанфики, а просто любая любительская литература. А ещё, что, на самом деле, нет ничего страшного в персонаже, заведомо сильном и способном, просто не нужно крайностей. Если сильный персонаж имеет слабости/недостатки/опыт поражения, это не Мери Сью.

Замечательный тест на мерисьюшность героя: если, читая книгу, вы ни разу не волновались за ГГ, у вас не было сомнений, что он/она победит, прогнёт свою линию, что его не подставят, не убьют, не отберут завоёванное, каким-то другим способом не свергнут с занятого трона. Герой не проигрывал, не ошибался, не оставался в дураках, не поступал подло. А при этом сюжет рябил приключениями, он одержал много побед, перекроил/завоевал/спас мир – то перед вами Мери Сью.

Чем плох персонаж - Мери Сью?

Откинем все размышления психологов-самоучек по поводу «начерта автор это писал?» (автор развлекался) и «начерта это читают?» (не поверите – тоже развлекаются). Суть не в этом! Суть в том, что такой герой убивает половину изюма в сюжете. Ведь, как правило, такие сюжеты полны побед, но именно победами их ощущает только автор. Автор волнуется за героя, автор находится на месте героя, и ему страшно. Только вот читатель этих волнений не видит.
Скажите, вы бы боялись упасть, если бы никогда в жизни не падали? Если бы знали, что падение не возможно? Вчитываясь в такой сюжет, мы быстро понимаем на каком-то интуитивном уровне, что герой прибит к пьедесталу пятнадцати дюймовым гвоздём и, значит, ему ничего не грозит. Он не может упасть! Волноваться за него не имеет смысла. Конкурентов в данном мире у него нет, опасностей нет, и, вообще, его главный враг – скука. Супергерой, причём без антигероя.

Что делать, если вы опознали в собственном шедевре такого героя?
Ну, во-первых, осознать, что ничего фатального в этом нет. Существует ряд вполне приличных фиков и ориджей, которые замешаны на таких героев и вполне читабельны. Некоторым читателям очень нужен именно такой тип отдыха, так что, если вы сами всем довольны, продолжайте радоваться жизни.

Если же вы хотите убрать/уменьшить у своего героя мерисьюшность:
  1. Создайте своему герою сильного врага. Аналогично сильного. То есть, если он у вас великий белый маг, то ваш враг великий маг чёрный. (Этот способ используют в комиксах, там жанр сам предполагает супергероя, и для его уравновешивания создаются супер антигерои.)
  2. Ограничьте области компетенции своего героя. Просто перепишите на бумаге, в чём он у вас профи, и вычеркните половину. Пусть в этих областях у него будут просто надёжные союзники.
  3. Добавьте своему герою области некомпетенции. Упомяните в сюжете, что он не умеет вообще ездить на велосипеде или танцевать, или петь. Что-то, может, не столь важное в этом мире, но употребимо, и ваш герой в данной области полный ламер.
  4. Добавьте слабости/подлости. Его собственное понимание, что в некоторых делах он поступает не правильно. Что тут он действует глупо/гадко/грубо/не честно/не вежливо – но «пошли все лесом - очень хочется».
  5. Заставьте героя за каждую победу драться по-настоящему. Красавец эльф с первого взгляда не влюбился. Корону по наследству не дали. Магия сказала пшик, а не способности. Короче, пока всем морды не начистишь, никто не признает тебя царём горы. Эльф прибежал, только когда ты ему переговоры с соседним государством обломала. Корону пришлось выдирать из всяких лап загребущих и по мордасам бить. Магия молчала, пока ты не стибрила офигенный артефакт. И ведь на этом проблемы не кончились (потому что, когда они закончатся, или книге финал, или герой опять выйдет в разряд неуравновешенного бэтмена).
  6. Позвольте герою ошибиться (пусть по-мелочи), он надеялся, что план прокатит, даже не предполагал, что что-то может пойти не так, но не прокатило. И вот он стоит и трёт ножкой, извиняясь и чувствуя себя не комильфо. Или хуже: грязный, избитый, в застенках объясняет себе самому, что быть настолько самоуверенным опасно для жизни. Пусть читатель увидит чёрное, чтоб потом разглядеть белое.
  7. Или, если ваш жанр позволяет, сделайте герою по-настоящему больно/стыдно, погрузите его в отчаянье/депрессию, пусть он на какое-то время потеряет из поля зрения выход, напьётся, сделает глупость, пусть ему помогут. Пусть кто-то окажется сильнее, умнее и правильней, пусть мир прогнёт его под свои правила (особенно актуально для попаданцев в другие миры/планеты/нравы).

И в резюме: Мери Сью (критично неуравновешенный герой) не всегда плохо. Я нежно люблю несколько книг, написанных вокруг таких героев. В моменты, когда нужен отдых, когда хочется просто побед без борьбы, они словно целебный бальзам. Но книги, которыми я восхищаюсь, в которые заныриваешь целиком, переживаешь, живёшь – всегда имеют уравновешенных героев, часто сильных, способных, талантливых, но уравновешенных.

Домашнее задание учащимся:

Развлекаемся:

Придумайте слабости/антигероя/ошибки для уравновешивания следующих персонажей. Важно, что сюжет страдать не должен:
- Величайшая чародейка, п-ц какой маг, лет 500 от роду. По сюжету должна поработить мир и навести свои порядки. (Жанр фэнтези)
- Доминант. Весь такой опытный и правильный. Тематическое лавстори.
- Попаданка в параллельный мир. Где ей сразу выдали корону, красавца принца и армию, чтоб победить в войне. По сюжету всех должна победить, отлюбить и наставить на путь процветания. (Фэнтези)

Ольга Талан



Не будь жабой! Покорми музу автора комментарием!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы вставить цитату с этой страницы,
выделите её и нажмите на эту строку.

*

Музу автора уже покормили 12 человек:

  1. Можно я немного не в тему? Вспомнилось, просто, обратное явление, когда авторы так боятся соорудить Мэри Сью, что ваяют Сэри Мью. Несчастное такое, некрасивое, самое обыкновенное, вечно ноющее убожество (типа Бэллы из первых «Сумерек» , ещё без вампирской красоты и способностей), которое хочется поскорее прибить, чтоб не мучилось. И читателя не мучило.
    И живёт такое Сэри Мью своей обыкновенной убогой жизнью и тут — БАХ! — падает ему на голову принц / олигарх / супермаг с неземной любовью. А то и все трое разом! Переодевают замухрышку и тогда уж вообще, все штабелями складываются. Ну, сюжет Золушки, да?
    Конечно, это смотря как исполнить, но надоедает такая вариация не хуже обыкновенной Мэрисьи.

    0

    • По моему как раз всё в тему. Приведён пример Мери Сью ещё и усиленной. То есть сначала старательно убеждаем читателя что вот этой девочке вот точно ничего в жизни не светит по тому что она тупое-ленивое-убожество (нужное подчеркунуть/вычеркнуть) а потом скидываем ей на голову все плюшки которые только с жизни бывают — такой рояльный дождь )))
      Честно наталкиваясь на такую книжку я принимаю за веру что автор специально писал именно Мери Сью. Фетиш у него такой. Кинк. Особеность жанра. Тем более что в такой концентрации чистить что-то в книге бесполезно — только переписывать )
      Моя статья скорее когда вы хотели написать логичного/уравновешенного героя а ни как не Мери Сью, но как-то выходит не очень и нужно понять что исправить )

      1

  2. А, еще чародейка может быть Гингемой, к которой не прилетел волшебный домик. Ей как раз 500 лет было, чародейка крутая. Но страшная, живет в пещере, жрет лягушек. Людей уничтожила, осталось завоевать страну Оз. Ну это вполне выполнимо.

    0

  3. Начну с попаданки. Ну тут все просто. Впридачу к принцу, армии и короне ей выдали штат министров. Они ее не любят, реформы считают вредными, гениальные военные планы считают идиотскими. И это можно было бы пережить, если не выяснялось бы раз за разом, что министры таки правы.Потому что умение управлять государством не появляется автоматом при межмирном переходе, в отличии от знания языка. Героиня в итоге всех победит и отлюбит, но в тяжелой борьбе (и осознав, что управлять государством не щи варить)
    Про супер-ответственного доминанта тут уже писали, что ему правильность мешает, так что можно пойти другим путем. Пусть эта правильность мешает не ему, а его нижнему. Хочется нижнему, чтобы Дом вышел из себя, а может даже до того, чтобы стоп-слова не заметил, или, (кошмар) нарушил табу! Такие вот извращенные фантазии. Хочет «по настоящему», чтоб наказал не в рамках сессии, а вот просто сорвавшись. А доминант, конечно, опытный, но терпеть это ХЖМ-ство сил нет. А нижний любимый.
    Ну и чародейка. Вообще мерисьюшность данного перса зависит от концентрации 500-летних крутых магов на единицу площади. Может они там табунами бегают, тогда никаких проблем в образе врага. Но это уже перумовщина какая-то, поэтому можно сделать по другому. Ученик, незаметный помошник, безропотно служивший на подай-принеси, а так же на «получи в лоб у меня плохое настроение», оказалось многому выучился за последние 400 лет. И в самый ответственный момент подставил подножку. Теперь чтобы поработить мир надо для начала с собственным учеником разобраться.

    1

  4. Все эти интернет словечки фанфики и прч. Брррр фиг разберешь. Может как-то по-понятней писать, а то такие непросвещенные люди, как скажем я, могут многое недопонять.

    Я так люблю воображать себя непобедимым мэри сью. А автор не мог бы растооковать этимологию данного выраженьеца? Кто такая мэри сью?

    0

  5. Невероятно полезные и дельные советы в кратком и доступном изложении. Очень понравился урок.

    0

  6. Итак. вариант первый — суперчародейка.
    Легче легкого: тащится от темненьких эльфов. Но в мечтах не магией очаровывать, а чтобы так ценили и штабелями к ножкам клались. Влюбляется, разочаровывается и снова наступает на те же грабли. Трепетно хранить в холодильном шкафу головы неудачных любовников.

    Вариант второй — доминант — очень правильный.
    Ему мешает получать удовольствие — и от жизни, и тематическое — гипертрофированное чувство ответственности. Оно буквально подводит его. И чтобы чуть-чуть снять этот пресс нужно банально напиться. Но тогда к чертям летит правильность)).

    Третий вариант — страшно везучая попаданка.
    Ну, везучая, ну, принц и корона.
    Но скучно же! И наша леди под личиной отрывается в ночных кабаках. Да еще как отрывается! Где себя только с рассветом не находит. И тут уж падает все: и облико морале, и понятия о хорошо плохо, и прынцу вместе с конем мы изменяем.

    Вот как-то так. И весело — и неидеально. И поводов для различных занятных ситуевин полно.

    1