Собственно, кто о чем, а я о приемах письма. Признаюсь в одном недостатке: я всегда, всегда-всегда, мысленно вскипаю, когда кто-то при мне начинает рассуждать о том, что копировать работы других писателей - это "фи" и недостойно! Одна начинающая писательница как-то вообще разразилась тирадой на тему, что копировать чей-то стиль - значит расписаться в собственном ничтожестве. И вот этого я никак не могу понять.
Если вы читаете про знаменитых художников, архитекторов, скульпторов, вы чаще всего увидите упоминание о том, что автор начал подражать такому-то и подражал до тех пор, пока не выработал свой стиль. Никто же в здравом уме не скажет, что Ренуар, который во времена работы на фарфоровом заводе проводил обеденные перерывы в Лувре, где копировал произведения великих мастеров, - жалкий неудачник? В том же Лувре обжился Мане, копируя итальянских и испанских мастеров, того же Тициана. А рисовать вместе один и тот же сюжет - это вообще классика! Вон про Мане есть история, когда он заехал к коллеге Клоду Моне, чтобы нарисовать его с женой и детьми. А в доме оказался еще один гость - Ренуар, с перепугу он тоже принялся рисовать Моне с семьей. Стоят оба, рисуют, при этом Мане испуганно косится на мольберт Ренуара... Ну картина маслом! Бочком-бочком Мане выбрался из-за мольберта, отозвал Моне и сказал: "Клод, поскольку вы дружите с Ренуаром, вам бы следовало посоветовать ему сменить профессию. Вы же видите, что живопись — это не его призвание".
Ну ладно, что нам художники, когда мы писатели. Но почему в среде писателей принято так отчаянно скрывать, что мы любим копировать стиль, приемы, находки других авторов? Почему этого стыдятся? Почему "кради, как художник" - откровение на грани шока? Главное, стыдятся признать нормальность копирования по большей части начинающие творцы, опытные же писатели как раз не стесняются. Джордж Мартин, скажем. Этот мегауспешный автор спокойно откровенничает: "Я благоговею перед "Властелином колец", я перечитываю его раз в несколько лет, эта книга оказала невероятное воздействие на меня, когда я был ребенком. В какой-то мере, когда я начал свою сагу, я адресовал ее Толкину, или даже скорее - его нынешним последователям". Это отрывок из последнего интервью в газете the Guardian. Там же Мартин объясняет, что именно позаимствовал у кумира: "Я смешал ощущение чуда и атмосферность фэнтези Толкина с мрачным настроением исторического жанра фикшн".
Стивен Кинг в пособии "Как писать книги" пожимает плечами: "Вы можете обнаружить, что перенимаете стиль, который вас захватил, и в этом ничего плохого нет. Когда я в детстве прочел Рея Брэдбери, я писал как Рей Брэдбери — все зеленое, чудесное и видится сквозь очки, смазанные ностальгией. Когда я прочел Джеймса М. Кейна, все, что я писал, было резко, голо и сварено вкрутую. Когда я прочел Лавкрафта, проза у меня стала роскошной и византийской. В свои юношеские годы я писал, смешивая все эти стили, создавая этакое веселое варево. Такое смешение стилей — необходимый этап выработки стиля собственного, но оно происходит не в вакууме. Нужно читать побольше, постоянно при этом оттачивая (и перетачивая) собственные работы".
И тут тоже все понятно. Вся западная система писательства построена на практическом обучении, а практика предполагает знание основ. То есть, чтобы создать что-то новое, нужно сначала досконально изучить старое. Скажем, ученик, который приходит на кулинарные курсы со словами "Не нужно мне никаких рецептов, я хочу сам изобрести блюдо под названием тирамису! Только не подсказывайте!", вызывает смех и скорую помощь. А вот писателям такое порой сходит с рук. Хотя, на мой взгляд, писатель, который не хочет учиться у других, хуже упрямого кулинара. Последний испортит десять кило продуктов и все же полезет в интернет узнать, кто такой этот Джейми Оливер и что он делает с маскарпоне. А писатель всю жизнь будет писать по принципу "плохенько, зато ни тени плагиата".
Да читать и копировать — вообще единственный способ научиться писать. Так же, как буквально можно научиться писать только по прописям, повторяя нарисованные кем-то сначала кружки и крючки, потом — буквы, потом -слова. И — да, до определенного момента это просто перерисовывание. Почерк вырабатывается нааамного позже.
Да, можно много читать, отлично разбираться в литературе и так никогда и не стать писателем, не смотря на все старания. Ну, хорошим писателем, во всяком случае. Тут уж ничего не поделаешь. Но писать, не читая — нельзя.
По-моему очень здравая и я бы даже сказала очевидная мысль.
Честно, я балдею от Роберта Джордана и скопировала у него такое количество идей, приёмов, конструкций, что просто пересчитать не получится.
Вообще из большинства прочитанных мной книг я как коллекционер собираю эти самые приёмы, конструкции, идеи. Сваливаю всё это в один котёл, густо удобряю собственным мировоззрением и «Аля!» на бумагу выкладывается собственное уже совсем ни на кого не похожее )))
Ну вообще я тоже считаю что автор должен учиться на хорошем, перенимать и учитывать чужой опыт и вырабатывать свой стиль
Кстати, про Джейми Оливера. Я только вчера случайно узнал, кто это. Потому что этот чел решил начать всемирную кампанию по борьбе с неправильным питанием детей. Из-за такого питания в мире, по его словам, около 52 млн. детей страдают избыточным весом и ожирением (в чём разница, на знаю. Наверное, ожирение — это ОЧЕНЬ избыточный вес).
Так вот, есть такая система — change.org, там можно составлять петиции и воззвания, и они рассылаются многим потенциально заинтересованным в их подписании людям. Затем, по достижении желаемого (необходимого) кол-ва подписей, петиция направляется людям, которые должны и могут что-то изменить в Системе.
И вот вчера мне как раз пришла. Думаю, подписывать или нет. Мне-то не жалко, но для нас это имхо не самая насущная проблема.
А что думаете вы?
(сорри за флуд).
А ты на сайте в блоге спроси)))
Ну я бы подписала ;)
Ну, я ответила целым рассказом)) Как раз на тему копирования. Я копировала чужой стиль… воооооот. у кого есть гнилые помидоры — прошу)))
А можно ссылку? Плиииз!! А то я ленивый очень…
http://cobras.ru/site/marlona_index/toni/
Ну, вот вам ссыль))). Это здесь же, на сайте.
Оу) это как раз тот рассказ, из-за которого я зашёл сюда)))) а чей стиль лег в основу?
А рассказ мне очень нравится)))))
Ну насколько я помню, мы все тогда массово вдарили, вдохновившись ее книгами
http://cobras.ru/site/ju1a_index/
) Но может Марлона сама ответит?)) Давно что-то я ее не видела на сайте ( И Юля тоже пропала… Иех, такие люди уходят!
Я так не считаю(ууууу т9)… Вот сижу задумавшись, в чем похожесть Тони на ее вампира, например… Совсем разное все, и герои, и стиль, и атмосфера внутренняя, и эмоции… Но я не спец, писателю виднее))
А я согласна с автором. Не раз замечала за собой, что прочитав что-то впечатляющее, невольно копируешь стиль. Мне казалось это стыдно. Выдаёт слабость меня как автора: внушаемость, нерешительность…Ну, а ведь на самом деле, что плохого, если ты копируешь не сюжет, героев, обстоятельства, а некий дух, атмосферу, в которой живёт и дышит уже собственный самобытный мир. Разве это плохо?
Конкретно стиль копировать, по моему хорошо… Вернее не так, попробовать, принять, переработать… добавить к своему… Вычленить достоинства.
И да, часто это происходит незаметно, особенно если работают два соавтора.
Я еще и приемы некоторые перенимаю.
Иногда даже бывает, что идея в книге так захватит мозг, что просто жизненно необходимо становится выдать свою версию…
Да-да-да!)))